четверг, 6 августа 2009 г.

Солист (The Soloist)

По прочтении краткого описания фильма у меня сло­жи­лось определенное предварительное впечатление: оче­ред­ная традиционно-голливудская соплежуйка и сле­зо­вы­жималка про неполноценного негра-музыканта с «мечтой». Опять же традиционно на роль этого аф­ро-музыканта был выбран Джейми Фокс. «Задрали» ска­зал я про себя и припас фигу в кармане для просмотра и заряд ядовитой иронии, чтобы разгромить фильм пос­ле. Единственное, что сподвигло меня смотреть — это при­сут­ствие Роберта «Железный человек» Дауни мл� �д­ше­го. То, как он зажигал в последних своих ролях, остав­ля­ло небольшую надежду и этому творению не ока­зать­ся совсем уж полным отстоем.

Сразу скажу — чутье меня обмануло практически во всем. Ни «сбычи мечт», ни полномасштабной победы доб­ра над злом, а заодно и здравым смыслом, не слу­чилось…

Сюжет

Стив Лопез (Роберт Дауни мл.) — колумнист в «Лос-Анджелес Таймс». Он относительно успешен в своей работе, однако времена для печатной прессы настали суровые, все меньше людей читают бумажные издания, а потому либо ты пишешь интересные ис­то­рии, либо в мгновение ока оказываешься на улице. У Стива горят сроки и он из кожи вон лезет, чтобы найти подходящего персонажа для новой статьи. Уже на­ходясь в состоянии легкого отчаянья, герой вдруг неожиданно натыкается на улице на странноватого чернокожего бом� �а-му­зы­канта, умудряющегося про­ник­но­венно и виртуозно иг­рать на скрипке всего с двумя струнами, одна из ко­то­рых вот-вот порвется. Зовут его Натаниел Айерс (Джей­ми Фокс) и он странно го­во­рит, странно выглядит и вообще производит впе­чат­ле­ние на всю голову ушиб­лен­ного. Однако колумнисту такой яркий персонаж как раз и нужен. Он постепенно начинает узнавать детали биографии своего нового зна­комца, писать о нем и в скором времени как-то не­за­метно для себя станет п ри­нимать активное участие в его жизни. Собственно, далее фильм и раскрывает под­робности совместных «приключений» этих двух людей.

Актеры

Весь фильм практически целиком и полностью постро­ен на игре двух человек. Всё остальное — это допол­ни­тель­ные нюансы и детали, которые служат только для того, чтобы лучше раскрыть образы центральных пер­сона­жей. Слажай хотя бы один из них — и картину мож­но бы­ло бы смело отправлять на свалку истории. При этом если в Роберте Дауни сомнений у меня осо­бых не было, то к Джейми Фоксу я относился с пред­убеж­дением и пренебрежением за поднадоевшее амп­луа (и в жизни, и в кино) «гордости всех негров». Что ж, тем � �риятнее было с предубеждением попрощаться — бомж-шизик получился из Фокса отменный: речь со скоростью 300 слов в минуту, безумный взгляд, соответ­ствующий внешний вид и порывистые движения. Вре­менами у меня возникали сомнения в здравости рас­судка актера, настолько все было органично.

Роберт Дауни показал традиционно (в последние несколько лет) хороший уровень игры. Его персонаж получился очень жизненным: он не где-то там далеко, в Лос-Анджелесе, а здесь рядом. Такого наверняка каждый может встретить в реальной жизни — совсем простой и безыскусственный. Обычный неглупый мужчина, которого жизнь немного помяла, но не поломала. Он был довольно талантлив, но ни на что серьезное и важное свой талант использовать не сумел и потому теперь просто зарабатывает на жизнь, разочаровавшись во всяческих высоких идеалах и ни в � �ого и ни во что особо не веря. Забавно, что практически весь фильм меня преследовало странное ощущение документальности съемок Дауни: я легко представлял, как он приезжает, слегка небритый, на съемочную площадку, забирает оператора и едет искать этого злосчастного бомжемузыканта. Причем ищет не очень долго, потому что еще надо успеть в редакцию заскочить… Да-да, я знаю, сейчас допишу и пойду к доктору — он мне обязательно поможет.

Немного фактов

В основу сюжета легла реальная история, описанная в книге вполне реального колумниста Стива Лопеза. Оба главных героя живы и здравствуют и поныне, а про Натаниела известно даже, что он завел себе подругу и чувствует себя довольно хорошо. Кроме того, он действительно является членом LAMP комьюнити (организации для бездомных с отклонениями психики) и даже получает там пенсию. Кстати, часть съемок проходила в самом крупном районе трущоб в Лос-Анджелесе под названием Skid Row, а многие бездомные из фильма являются таковыми и в жизни.

Общее впечатление

Хороший и правильный по ощущениям фильм о том, как трудно порой воспринимать человека таким, каков он есть. Тяжело бывает удержаться от действий «во благо» ближнему своему, от наставления «на путь истинный», даже вопреки желанию этого самого ближнего. К тому же часто бывает, что даже самый глупый человек может оказаться мудрее своей особой жизненной мудростью благодаря безоговорочной вере во что-то, в какой-нибудь идеал или идею, чем трижды умный «наставляющий». Поэтому, наверное стоит иногда задуматься над тем, имеем ли мы право лез� �ь в чужую жизнь и пытаться менять ее по своему разумению.

Несмотря на общее позитивное впечатление, безусловно, присутствуют и определенные минусы. Например, явно в нагрузку достался мессидж про большое количество бездомных на улицах Лос-Анджелеса, которых следует срочно спасать. Несколько минут про это в конце были притянуты за уши к самому фильму, и не особо вязались с общей логикой поведения главных персонажей. Также меня неприятно удивила убогая визуализация музыки в голове у безумного музыканта — неужели больше чем на использование соответствующего графического режима Windows Media Play er'a фантазии не хватило? Впрочем, фильм избежал основных традиционных для жанра штампов, и за это им спасибо.

Originally published at Двое о кино.

Комментариев нет:

Отправить комментарий