По прочтении краткого описания фильма у меня сложилось определенное предварительное впечатление: очередная традиционно-голливудская соплежуйка и слезовыжималка про неполноценного негра-музыканта с «мечтой». Опять же традиционно на роль этого афро-музыканта был выбран Джейми Фокс. «Задрали» сказал я про себя и припас фигу в кармане для просмотра и заряд ядовитой иронии, чтобы разгромить фильм после. Единственное, что сподвигло меня смотреть — это присутствие Роберта «Железный человек» Дауни мл� �дшего. То, как он зажигал в последних своих ролях, оставляло небольшую надежду и этому творению не оказаться совсем уж полным отстоем.
Сразу скажу — чутье меня обмануло практически во всем. Ни «сбычи мечт», ни полномасштабной победы добра над злом, а заодно и здравым смыслом, не случилось…
Сюжет
Стив Лопез (Роберт Дауни мл.) — колумнист в «Лос-Анджелес Таймс». Он относительно успешен в своей работе, однако времена для печатной прессы настали суровые, все меньше людей читают бумажные издания, а потому либо ты пишешь интересные истории, либо в мгновение ока оказываешься на улице. У Стива горят сроки и он из кожи вон лезет, чтобы найти подходящего персонажа для новой статьи. Уже находясь в состоянии легкого отчаянья, герой вдруг неожиданно натыкается на улице на странноватого чернокожего бом� �а-музыканта, умудряющегося проникновенно и виртуозно играть на скрипке всего с двумя струнами, одна из которых вот-вот порвется. Зовут его Натаниел Айерс (Джейми Фокс) и он странно говорит, странно выглядит и вообще производит впечатление на всю голову ушибленного. Однако колумнисту такой яркий персонаж как раз и нужен. Он постепенно начинает узнавать детали биографии своего нового знакомца, писать о нем и в скором времени как-то незаметно для себя станет п ринимать активное участие в его жизни. Собственно, далее фильм и раскрывает подробности совместных «приключений» этих двух людей.
Актеры
Весь фильм практически целиком и полностью построен на игре двух человек. Всё остальное — это дополнительные нюансы и детали, которые служат только для того, чтобы лучше раскрыть образы центральных персонажей. Слажай хотя бы один из них — и картину можно было бы смело отправлять на свалку истории. При этом если в Роберте Дауни сомнений у меня особых не было, то к Джейми Фоксу я относился с предубеждением и пренебрежением за поднадоевшее амплуа (и в жизни, и в кино) «гордости всех негров». Что ж, тем � �риятнее было с предубеждением попрощаться — бомж-шизик получился из Фокса отменный: речь со скоростью 300 слов в минуту, безумный взгляд, соответствующий внешний вид и порывистые движения. Временами у меня возникали сомнения в здравости рассудка актера, настолько все было органично.
Роберт Дауни показал традиционно (в последние несколько лет) хороший уровень игры. Его персонаж получился очень жизненным: он не где-то там далеко, в Лос-Анджелесе, а здесь рядом. Такого наверняка каждый может встретить в реальной жизни — совсем простой и безыскусственный. Обычный неглупый мужчина, которого жизнь немного помяла, но не поломала. Он был довольно талантлив, но ни на что серьезное и важное свой талант использовать не сумел и потому теперь просто зарабатывает на жизнь, разочаровавшись во всяческих высоких идеалах и ни в � �ого и ни во что особо не веря. Забавно, что практически весь фильм меня преследовало странное ощущение документальности съемок Дауни: я легко представлял, как он приезжает, слегка небритый, на съемочную площадку, забирает оператора и едет искать этого злосчастного бомжемузыканта. Причем ищет не очень долго, потому что еще надо успеть в редакцию заскочить… Да-да, я знаю, сейчас допишу и пойду к доктору — он мне обязательно поможет.
Немного фактов
В основу сюжета легла реальная история, описанная в книге вполне реального колумниста Стива Лопеза. Оба главных героя живы и здравствуют и поныне, а про Натаниела известно даже, что он завел себе подругу и чувствует себя довольно хорошо. Кроме того, он действительно является членом LAMP комьюнити (организации для бездомных с отклонениями психики) и даже получает там пенсию. Кстати, часть съемок проходила в самом крупном районе трущоб в Лос-Анджелесе под названием Skid Row, а многие бездомные из фильма являются таковыми и в жизни.
Общее впечатление
Хороший и правильный по ощущениям фильм о том, как трудно порой воспринимать человека таким, каков он есть. Тяжело бывает удержаться от действий «во благо» ближнему своему, от наставления «на путь истинный», даже вопреки желанию этого самого ближнего. К тому же часто бывает, что даже самый глупый человек может оказаться мудрее своей особой жизненной мудростью благодаря безоговорочной вере во что-то, в какой-нибудь идеал или идею, чем трижды умный «наставляющий». Поэтому, наверное стоит иногда задуматься над тем, имеем ли мы право лез� �ь в чужую жизнь и пытаться менять ее по своему разумению.
Несмотря на общее позитивное впечатление, безусловно, присутствуют и определенные минусы. Например, явно в нагрузку достался мессидж про большое количество бездомных на улицах Лос-Анджелеса, которых следует срочно спасать. Несколько минут про это в конце были притянуты за уши к самому фильму, и не особо вязались с общей логикой поведения главных персонажей. Также меня неприятно удивила убогая визуализация музыки в голове у безумного музыканта — неужели больше чем на использование соответствующего графического режима Windows Media Play er'a фантазии не хватило? Впрочем, фильм избежал основных традиционных для жанра штампов, и за это им спасибо.
Originally published at Двое о кино.
Комментариев нет:
Отправить комментарий