вторник, 11 августа 2009 г.

Жизнь как дом (Life as a house)

Некоторые фильмы удивительным образом врезаются в память. Первый раз я посмотрела «Жизнь как дом» в да­ле­ком две тысячи втором, случайно наткнувшись на не­го, пока щелкала пультом в номере отеля за пол­пла­неты от дома. Возможно, просто настроение было со­от­вет­ству­ющее, но я получила массу удовольствия от про­смотра, как следует всплакнув в финале. От фильма ос­талось очень правильное, светлое хоть и печальное по­слевкусие, что для меня так важно в кино «о людях для людей».

Недавно у меня случился приступ пересмотра старых по­нравившихся фильмов, и «Жизнь как дом» был по­став­лен в очередь. Разумеется, и дня не прошло как на глаза попался срач в ЖЖ по поводу актерской без­дар­ности Хайдена Кристенсена, смазливого блон­дин­чи­ка, ко­торому ну никак нельзя было доверять роль Дарта Вей­дера, в девичестве Анакина Скайуокера. Данная хо­ли­вор мне безразлична, поскольку новые части ЗВ я во­обще не воспринимаю, однако в тот же вечер я уселась пересматривать «Жизнь» с вышеупом� �нутой «без­дар­но­стью» в одной из главных ролей. Возможно, это заслуга режиссера, или звёзды так встали, а может, на Хайдена влиял остальной (весьма приличный) актерский состав, но в этом фильме он сыграл очень искренне, не­на­туж­но и трогательно.

Сюжет

Джорджу Монро (Кевин Клайн) — сорок пять, и он не зна­ет куда себя деть: разведен, с семьей не общается, живет в халупе, двадцать лет на ненавидимой работе (конструировал модели домов для архитектурного бю­ро), да и оттуда турнули, и здоровье уже ни к черту.

Сэму Монро (Хайден Кристенсен) — шестнадцать, и он не знает куда себя деть: отец его бросил в раннем детстве и никогда им не интересовался, с отчимом от­ношения никакие, мать (Кристин Скотт Томас) пос­тоянно психует, сводные братья подражают их отцу… В школе не лучше: готичный прикид с пирсингом и ма­кияжем вызывает устойчивую реакцию «гей». Сэм пы­та­ется дистанцироваться от всего, употребляя клей, вклю­чая Мэнсона на всю мощь и мастурбируя в шкафу в полузадуше нном состоянии.

Все так бы и продолжалось, но плохое самочувствие стар­шего Монро оказывается неизлечимой стадией рака — врачи дают ему максимум четыре месяца. Постав­лен­ный дедлайн укрепляет решимость Джорджа снести к чертовой матери сарай, в котором он ютился все эти годы, и построить дом своей мечты, причем сделать это вместе с сыном. Сэм закатывает истерику, узнав о пер­спективе лета с отцом, но все же вынужден переехать к нему. У Джорджа осталось совсем немного времени на задуманное (о ситуации со здоровьем никому больше не известно), � � если он знает, как строить дом, то что де­лать с трудным подростком, представляет слабо.

Впечатления

В изложении эта история излишне мелодраматична: вне­запный рак, четыре месяца на жизнь, сын-наркоман, но они помирились и жили долго и счастливо, пока отец не умер в один день. Однако актеры поднимают этот фильм из бездны соплежуйства и слезовыжимания™ на принципиально иной уровень. Как я уже говорила, это правильный и светлый фильм о том, что значит семья, что любви бывает недостаточно для счастливой совместной жизни, но она все же необходима.

Сэм у Хайдена Кристенсена получился просто великолепно — дерганый и плаксивый, он не знает, как иначе реагировать на проблемы. Вместо попытки решения возникшей ситуации он старается от нее отгородиться любым доступным способом, будь то орущая в наушниках музыка или пригоршня викодина из отцовских запасов. В то же время он очень наблюдателен и тонко чувствует нюансы отношений других людей, хоть изо всех сил и делает вид, что они ему безразличны. За роль Сэма Кристенсен был номинирован на Золотой Глобус и премию Гильдии киноактеров.

Кевин Клайн всегда играет стабильно хорошо, и этот фильм не исключение: его Джордж всю жизнь прожил в тени жестокого отца-алкоголика и, в попытке не уподобиться ему, потерял свою семью иным способом. За свои сорок с хвостиком он совершил немало ошибок, и теперь его жизнь, точнее то время, что у него осталось, посвящена исправлению самой большой из них. Клайн также был номинирован на премию Гильдии киноактеров. Актер даже брал уроки столярного мастерства и создания миниатюрных архитектурных моделей в процессе подготовки к роли.

Кристин Скотт Томас также принадлежит к тем актерам, на кого всегда можно положиться по части уровня игры. Робин в ее исполнении делает все, чтобы поддержать свою вторую семью, однако она никогда не переставала любить Джорджа. Ей тоже оказывается нужна моральная встряска, чтобы пересмотреть жизненные ценности.

Комедийный элемент в фильм вносят соседки Джорджа, мать и дочь с интересными предпочтениями по части мужчин. В роли матери с тягой к молодым мальчикам появилась лауреат Оскара Мэри Стинберген, а ее своеобразную дочь сыграла Джена Мэлоун, известная в основном по роли в «Донни Дарко» и театральным работам.

За семь лет, что прошли с первого просмотра, мое впечатление от фильма не изменилось, и я наверняка буду пересматривать его в будущем. Настроением этой картины легко проникаешься, она вызывает и смех, и слезы, после просмотра становится светлее на душе и хочется сделать что-то хорошее. То, что доктор про­писал при приступах мизантропии; по крайней мере, точно безопаснее викодина.

P.S. Этот фильм — редкий случай того, что все развешанные по стенам в первом акте ружья выстрелили. После огромного количества фильмов, где какую-то деталь долго муссируют, а потом просто о ней забывают, это даже несколько напрягало и казалось чуть ли не излишним.

P.P.S. Стройка дома в фильме вполне настоящая — законченное здание было после съемок подарено одной из местных школ, расширено и сейчас является школьной библиотекой.

Originally published at Двое о кино.

Комментариев нет:

Отправить комментарий