вторник, 7 июля 2009 г.

Les jeux des anges (Walerian Borowczyk, 1964)



страх и неприятие - две разные вещи. многие фильмы, которые можно назвать физиологически неприятными, могут не быть страшными в привычном понимании этого слова. реальный страх гнездится в человеческой психике совсем в других образах, часто не зависимых от чувства опасности. может быть поэтому самым страшным художником я назвал бы не Гойю и не Бэкона, а писавшего народную жизнь Брейгеля. самым страшным в кинемотографе - "Кроликов" Линча. самым страшым в мировой анимации - Les jeux des anges польского анима� �ора Walerian Borowczyk...

Les jeux des anges - в буквальном переводе "Игры Ангелов" - это даже не анимация, а что-то вроде визуального повествования. при практически полном отсутствии действия всё, что мы видим - это меняющееся положение "глазка". представьте себя в кресле из "Заводного Апельсина", с насильно открытыми глазами, вынужденным созерцанием, зафиксированным углом зрения. вся динамика состоит только в перемещении самого кресла по заведомо обусловленным траекториям, где у вас опять же нет выбора - куда смотреть и что видеть.

в анимации вы попадаете в мир, населённый трубами, стенами и железной дорогой. вас привозят на фабрику, на которой производится демонтаж ангелов. впрочем, происходящее неочевидно, мы видим только намёки, нам же больше показывают составляющие фабрику примитивные формы - поверхности плоскостей, углы, торчащие в разные стороны циллиндритеские предметы, шары и кубы. полуабстрактные ангелы появляются мельком. или целыми - сваленные в кучи, или в ходе демонтажа - выщипывание крыльев, отделение головы, снятие кожи. уже по частям, в виде красны х кусков. иногда мы также видим населающие фабрику немногочисленные существа-вещи, которые разлетаются от взгляда наблюдателя и иногда враждуют между собой. но они здесь - ничто, их действия ничего не определяют. фабрика, движимая ничем, существует как будто на механическом автоматизме, сама по себе, без цели и смысла. можно аргументировать, что образ фабрики связан со злом, адом, насилием и жестокостью, но всё это - качества, присущие людям. фабрика не жива, она работает не потому, что хочет или что ей это нравится. в ней есть только холодн ая механизированая инерция, которую бесполезно

Комментариев нет:

Отправить комментарий