четверг, 2 июля 2009 г.

Квайдан (истории о призраках), Масаки Кобаяси

Производство: Япония, 1964
Жанр: ужасы, фэнтези, мелодрама, драма
Режиссёр: Масаки Кобаяси
В ролях: Рэнтаро Микуни, Митиё Аратама, Мисако Ватанабэ, Тацуя Накадаи, Кейко Киши, Кацуо Накамура, Тэцуро Тамба, Канэмон Накамура, Осаму Такидзава, Ранко Акаги

Квайданы – традиционные японские рассказы о мистических сущностях и явлениях, как жанр возникли еще в средние века, но и в настоящее время эта область фольклора вызывает жив� �йший интерес, в том числе для кинематографистов. Фильм «Квайдан», создан режиссером Масаки Коаяси по мотивам произведений Лафкадио Хэрна – американца проникнувшегося японской культурой настолько, что его «страшные истории» качественно неотличимы от традиционно японских.
Состоящий из четырех киноновелл фильм, каждая из которых повествует о призраках или потусторонних сущностях, успев стать классикой, до сих бодрит ужасающим сквознячком лучших образцов жанра.

Первая новелла «Черные волосы» , повествующая о муже, оставившем жену ради богатства и известности. Молитвы бывшей супруги или удача очень скоро приводят самурая в дом богатого господина, на дочери которого он женится. Но новый брак не приносит счастья, и чаще избегая новой жены, самурай вспоминает о прежней. Тут надо сделать необходимое пояснение насчет символизма длинных волос – они не только проявление на материальном уровне энергии, жизненной силы, особых способностей обладателя, но и сети, путы, вибриссы-разведчики, живое-мертвое, при условии гиперболизации, (вспомним многочисленные пряди, клочки, пучки волос, сигнализирующие о скором проявлении потустороннего в японских фильмах ужасов), манифестирующее ирреальность.
Случайные встречи, прочие признаки присутствия старой, любимой жены в новой жизни самурая, как и чувство вины и ощущение утраченного счастья, не более, чем наведенные чары (новая жена не менее красива, но у ней нет таких чудесных черных волос), и можно догадаться, что возвращение к оставленной жене ничего хорошего не сулит.

Вторая история «Женщина в снегах», в к� �торой речь идет не столько о призраке, сколько о

Комментариев нет:

Отправить комментарий