вторник, 23 июня 2009 г.

ММКФ-2009: день второй. Муратова как Андерсен.

Второй (не считая открытия) кинодень получился совсем коротким - всего два фильма. Все потому, что совершенно выбил из колеи фильм Киры Муратовой "Мелодия для шарманки". После просмотра "Мелодии" где-то глубоко внутри зародился опасный вопрос - а зачем вообще еще что-то смотреть и даже - а стоит ли еще что-то снимать? Первыми жертвами пали казахский фильм "Письма к ангелу" и турецкий "Лай черных псов", от просмотра которых сегодня я решила отказаться, хотя интерес к ним был не праздный. Надеюсь наверстать после.

Так что же это за "Мелодия для шарманки"? Да обычная мелодия, именно что для шарманки, сентиментальная и слезливая, в кино такие снимать не принято, моветон знаете ли брать такие сюжеты для большого кино неиндийского происхождения. Разве что Триер отваживается. И получает за это. И, конечно, невозможно забыть Андерсеновскую девочку со спичками, которую забрала к себе в новогоднюю ночь ее покойная бабушка, и девочку, замерзшую в подъезде в обнимку с куклой, из сказки Джанни Родари "Путешествие Голубой стрелы". И вот тепер� � Кира Муратова, новый Триер - теперь в юбке, рассказала нам свою рождественскую историю, простую и старую как мир. Это путешествие двоих детей, оставшихся без матери, в поисках своих блудных отцов. Это путешествие длиною в один день, канун Рождества, который для одного из них - мальчика Никиты - становится последним. Судьба его сестры Алены практически предрешена равнодушным и безапелляционным вердиктом взрослых - "да ты, оказывается, знатная воровка". Это путешествие сквозь строй ставших классикой муратовских персонажей - паноптик ум уродцев, которых я всегда чуралась и боялась ее фильмов, ведь так сложно было узнать в них людей, узнать себя, всегда они казались какими-то марсианами с неземным, нарочито заунывным интонированием. И вот "мелодия" теперь оправдывает для меня все предыдущее творчество Киры Муратовой. Будто она намеренно создавала свой паноптикум (казалось, так любовно), чтобы обличить его теперь, вынести ему приговор. Они (мы) действительно нелюди, действительно уроды, не замечающие в своих убогих мирках самого главного - детей - слабых, добрых, на ивных, доверчивых. Святых.
Для зрителей это пу

Комментариев нет:

Отправить комментарий